-
:: ::

Новости БПРОиН

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии  законодательства об авторском праве и смежных правах. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя.
Дятловская районная организация БПРОиН 2024 © 

28 июля 2024 г.

Уже совсем скоро все ученики сядут за парты. Кто-то из них в первый раз. Кто-то – в первый раз в новой школе.

Как понять, повезло ли вашему ребёнку с педагогом, уже с первых минут урока? Давайте рассуждать вместе. Зависит ли качество образования только от выбранного учебного заведения или же и от человека, который будет обучать вашего ребёнка? Очень часто среди учителей проводятся различные социологические опросы, которые показывают, что хороший учитель – это тот, кто, прежде всего, очень хорошо знает свой предмет. Он непременно любит и уважает детей, а также гордится своей профессией.  Все мы понимаем как важен педагогический талант, а также психологическая гибкость. Кроме этого ещё незаменимы такие качества, как доброжелательность и чувство юмора. Однако согласитесь со мной, уважаемые читатели, с точки зрения родителя все эти качества учителя далеко не всегда очевидны.

Как же понять родителям с первых минут общения с педагогом, что этот учитель-профессионал?

1. Открытость и доступность для общения. Умение открыто общаться. Умение доносить свою мысль, всегда слушать своего собеседника и при этом выстраивать в диалоге определенные отношения – это одно из важнейших профессиональных умений учителя.  Доступность, открытость для общения особенно важна для учителей в школе. Ведь это значит, что дети не будут бояться задавать своему учителю вопросы, а он при этом остаётся для них лидером и авторитетом. Если же учитель обозначает себя как стоящего на кафедре, явно гораздо более важного, чем ученики, человека, если дети лишний раз боятся у него что-то спросить, то это признак, на мой взгляд, профнепригодности. Как всё это проявляется на практике: Например, во время урока ученик с места делает какой-то комментарий или задаёт вопрос. Да, в это время его никто об этом не просил и слова ему никто не давал. Вариантов реагирования у учителя, безусловно, может быть огромное множество, но, как правило, учитель, открытый и доступный для общения, не будет делать вид, что ученика просто не существует, а прокомментирует тему, которую ученик затронул. Такой способ поведения даёт ученикам ощущение, что «меня видят», «я здесь ценен», что «можно быть активным», «можно спрашивать», «можно интересоваться» и из этого может рождается обмен мнениями и в итоге открытое и дружелюбное общение.

2. Способность помочь и поддержать. Работая в школе, я очень часто вижу, что некоторые дети очень боятся отвечать перед всем классом, даже когда знают учебный материал просто отлично. Такое бывает везде и во всех школах даже среди старших школьников, а уж в рядах первоклашек встречается повсеместно. Я считаю, что очень важное умение хорошего учителя – это дать ребёнку быструю поддержку. Случаи бывают самые разные. Детки все тоже совершенно разные. Иногда бывает достаточно дружелюбного и поддерживающего взгляда, в другом случае можно воодушевить ученика словами, сказать, к примеру, «начинай, я здесь, я в любой момент помогу тебе», «ничего не бойся, я в тебя верю», «ты справишься!» Как всё это проявляется на практике: Очень часто бывает так, что ребёнок смущается, ему крайне трудно даются выступления перед аудиторией. Хороший учитель, я считаю, во-первых, сразу это заметит и поймёт. А во-вторых, очень быстро поддержит. Это позволит быстро придать ребёнку уверенность в себе. А если смущение и страх слишком сильны, то будет использовать другие формы контроля знаний – индивидуальный опрос, письменный опрос – пока ученик не освоится в классе.

3. Умение оценивать. Обратная связь крайне необходима в любом процессе обучения. А умение давать критику либо оценку – это ключевой навык преподавателя. Если учитель произносит фразы «опять у тебя всё неправильно», «всё снова не так», «глупость полнейшая» — это полностью убивает у ученика желание учиться и как-то проявлять инициативу. Хороший учитель, критикуя, показывает путь решения, рассказывает, как можно сделать по-другому, поддерживает, уточняет, комментирует. То есть учитель дает обоснование тому, почему выбранное учеником решение неудачное, и высказывает свое экспертное мнение по поводу того, какое другое решение можно попробовать, чтобы добиться успешного результата. Как это всё проявляется на практике: Когда учитель оценивает ответ ученика, он характеризует его решение, его действие, а не всю личность самого ребёнка. Например, говорит так: «Ты сейчас снова допустил ошибку в похожем упражнении. А ведь такое уже было и в прошлый раз. Будь более внимательным!». А нелестные комментарии «Всё время ты ошибаешься!», «Какой же ты несообразительный!» просто недопустимы.

4. Устойчивость и терпимость учителя к своим ученикам. Я всегда считала и считаю, что очень важная характеристика хорошего учителя – это его эмоциональная стабильность. Именно она позволяет минимизировать срывы. Для педагога важно быстро замечать в себе психическое напряжение и умело им управлять, а не давать чувствам волю. Хороший самоконтроль, способность к саморегуляции, умение не поддаваться симпатиям и антипатиям, оставаться в нейтральной профессиональной позиции в конфликтных и спорных ситуациях, – это просто золотые качества учителя. Терпимость к своим ученикам обязательная для педагога, ведь дети в классе разные, со своими особенными темпераментами и отношением ко всему. Как это всё проявляется на практике: К сожалению в школе бывает и так, что дети умышленно хотят вывести своего учителя из себя, позлить. Например, начинают громко разговаривать на уроке, так сказать «достают» педагога всяческими способами. На мой взгляд, реагировать на такое поведение обязательно надо, игнорирование ни к чему хорошему не приведет, события станут развиваться по принципу «дальше – больше». И тогда будет гораздо сложнее справиться. В этот момент учителю очень важно не реагировать так, как ожидают ученики – учитель выйдет из себя, разозлится, обидится, заплачет, откажется продолжать урок. Педагог должен в этот момент хорошо помнить, что взрослый в классе – он, и ему нужно руководить этим всем коллективом детей. Хотя бы и непослушным на тот момент. Вот именно здесь и нужно проявить своё педагогическое мастерство и креативность. Например, можно подходить к разным ученикам, прислушиваться, кто как и что говорит, и давать такой комментарий: «А вот Катя ещё громче говорит». Учитель таким образом придаёт действию своих учеников новый смысл, а значит первоначальная цель «разозлить» и вывести на эмоции своего учителя теряет актуальность. В этот момент ещё очень важно быстро перейти в деловой режим урока и продолжить работу.

5. Целенаправленность на сотрудничество. За 16 лет работы в школе я заметила, что профессия учителя даёт очень большой соблазн – упиваться властью, силой своего статуса.  Поэтому яркий показатель профессионализма педагога – это равноправное сотрудничество, в котором учитель – это консультант, это помощник, а принцип взаимодействия такой: «Ты учишься, ты узнаёшь новое, добиваешься результатов, а я тебе помогаю». Никакой власти у учителя над своими учениками в школе быть не должно!  Поистине настоящего и стоящего учителя в школе держит ощущение того, что я на своём месте, я занимаюсь своим любимым делом и нужна моим ученикам. А ещё мне очень интересно с ними проводить время. Лично у меня именно так.  В современном мире недаром побеждают системы образования, в которых педагоги практикуют консультативные стратегии, идею сотрудничества, а не доминирования преподавателя над своими учениками, и это дает потрясающие результаты, раскрывает уникальные способности учеников. Как это всё проявляется на практике: Учитель и ученики работают, как единая команда исследователей. В этой команде нет главных, нет месту каких-то страхов и у всех одна цель.

С уважением, Анна Хауста.


Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!


Вернуться в раздел Новости БПРОиН

Гродненское областное объединение профсоюзов
Гродненская областная организация Белорусского профсоюза работников образования и науки
Дятловское районное объединение профсоюзов
-