01 октября 2020 г.
С.Б. Фабишевский – председатель
Дятловской районной организации
отраслевого профсоюза
Главная цель профсоюза: защита трудовых и социальных прав работников. Как работает в этом направлении районная отраслевая профсоюзная организация, с какими достижениями встречает профессиональный праздник педагогов ?
На эти и другие вопросы отвечает председатель Дятловской районной организации отраслевого профсоюза С.Б. Фабишевский.
Районным комитетом профсоюза работников образования и науки и первичными профсоюзными организациями учреждений образования проводится необходимая работа по реализации вышеуказанной цели. В основном через соблюдение положений принятого в 2019 году районного отраслевого Соглашения и коллективные договоры учреждений.
Большинство положений Соглашения успешно выполняется как на уровне района, так и на уровне учреждений.
В течении этого года проводилась большая работа по оказанию помощи учреждениям образования, при переходе на новую систему оплаты труда, в разработке положений о материальном стимулировании труда работников и других выплат, внесении изменений и дополнений в коллективные договоры. Обеспечивается контроль со стороны профсоюза за выполнением принятых положений
Наиболее значимые достижения профсоюза по защите трудовых и социальных прав работников.
Райком профсоюза, неоднократно в течении последних 5 лет обращался в райисполком и вышестоящие органы с просьбой разрешить установить повышение к окладам педагогам и руководителям учреждений, работающим по контракту. И вот наконец, по согласованию с Дятловским райисполкомом с 01.09.2020 года, установлены надбавки всем работникам учреждений образования (которым до этого не была установлена надбавка за работу по контракту) в размере 10 процентов.
На протяжении десятилетия профсоюз был обеспокоен низкими зарплатами у работников централизованной бухгалтерии и группы централизованного хозяйственного обеспечения отдела образования, за это время были десятки обращений профсоюза в вышестоящие органы. И вот с 01.04.2020 года создано государственное учреждения “Дятловский районный центр по обеспечению деятельности учреждений сферы образования” с достойными заработными платами работников вышеуказанных подразделений, вошедших в структуру данного Центра.
Легко ли сегодня быть учителем ?
Быть учителем трудно, но возможно. Главное, учителям надо быть счастливым. Несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра.
Учитель — это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Сегодня, как и во все века, учитель — это не только и не столько хранитель знаний, образец поведения, подражания для детей, сколько мастер, способный научить своих подопечных находить нужные знания в безбрежном океане современных наук, приобретать опыт самообразования. Он должен вдохновлять своих учеников на учение. Знания сейчас у каждого из нас в руках. Открываешь Google — и вот тебе знания в чистом виде. Ни один учитель, да и просто человек уже не в состоянии конкурировать с этим в силу своих биологических особенностей. Сегодня знания легко доступны: интернет, библиотеки, музеи, книжные магазины, открытые образовательные проекты… Конечно же, настоящий учитель обладает профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеет инновационными технологиями обучения и воспитания. И, наконец, очень важную роль играют личностные качества школьного учителя: педагогическая позиция, отношение к жизни, коллегам, детям и людям вообще.
Учитель сегодня дает то, что не в силах дать больше никто. То, что передается только от человека человеку: любовь и запал. Он закручивает ту пружинку, которая встроена в любого ребенка, — пружинку познания и самореализации. Учит любить свое дело, двигаться в направлении этой любви, ставить и выполнять задачи. Учитель учит ребенка идти к своей мечте, дает ему то, что может дать только живой человек, — конструктивную, созидающую эмоцию.
Хорошо чувствуют себя и счастливы “учителя-зажигалки” в тех учреждениях, где можно выбирать и экспериментировать, проявлять творчество, где администрация и коллеги видят его успехи и успехи его воспитанников, поддерживают морально и материально, а в итоге мы имеем влюбленного в свое дело учителя.
Что сегодня беспокоит в работе учителя ?
Это чудовищный и бессмысленный контроль за детьми, который классные руководители должны осуществлять в учебное и неурочное время, на каникулах, летом, вообще всегда. Оформление огромного количества никому не нужных бумаг по воспитательной работе с учениками, вместо живой работы с детьми, как это было раньше.
Недостаточная забота со стороны администрации, да и профкомов по созданию комфортных условий учителям. Хотелось бы, чтобы в каждой школе была комната психологической разгрузки или хотя бы мягкий уголок или удобные диваны в учительской или методическом кабинете, чтоб учитель мог отдохнуть на перемене или во время отсутствия урока, имел возможность попить чай, разгрузиться, переключиться.
Беспокоят некоторые учителя, которые на уроках могут позволить себе крик, ругань, оскорбления, грубость. Учителю необходимо уметь общаться с учениками, понимать их, завоевать доверие и обязательно любить детей.
Настоящий учитель умеет видеть и ценить в ребенке ту неповторимую индивидуальность, что отличает нас всех друг от друга, и понять, что ученик – это человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства и желания, каждый из них неповторим и талантлив. Своевременно разглядеть талант, развить лучшее в детях – вот самое важное для учителя.
Важно понимать, что ты нужен детям. Нужен каждый день, каждый час и даже каждую минуту. Приходишь в класс, а тебе сразу рассказывают новости, иногда даже забыв поздороваться, делятся своими успехами и неудачами.
Понимать, что ты нужен также родителям, которые надеются, что поможешь их детям добывать самостоятельно знания, дружить, жить в коллективе. На улице находят тебя знакомые сияющие глаза, бегут навстречу, делятся своими впечатлениями. Разве это не счастье ?
В работе учителя бывают и бессонные ночи, и минуты боли и обид, но и добрые, согревающие душу моменты.
Как построена работа с ветеранами педагогического труда ?
Райком профсоюза, районный Совет ветеранов, профкомы первичных профсоюзных организаций в работе с ветеранами используют различные формы и методы. Это вечера-встречи ветеранов педагогического труда с молодыми специалистами, творческие вечера юбиляров, встречи педагогов и ветеранов по обмену опытом работы, участие ветеранов в городских и школьных мероприятиях, выступления в средствах массовой информации с пропагандой педагогических профессий, проведение конкурсов, выставок, экскурсий. Профкомы первичных профсоюзных организаций выстраивают свою работу с ветеранами в тесной связи с администрацией. В учреждениях проводятся классные часы с участием ветеранов, организовываются поздравления, праздничные концерты. По инициативе профкомов за каждым классом закреплено шефство над ветеранами: ученики вместе с педагогами, членами профсоюзного комитета помогают в обработке огородов, в уборке урожая, зимой - в очистке снега, интересуются жилищными и бытовыми условиями проживания, поздравляют с праздниками и днями рождения. В большинстве учреждений имеются музеи и музейные комнаты, где оформлены экспозиции, посвящённые ветеранам труда учреждения, в папках и на электронных носителях оформлены материалы о преподавателях и сотрудниках, внесших наибольший вклад в развитие учреждения, в воспитание подрастающего поколения. Профкомами и администрацией учреждений поддержана инициатива райкома профсоюза о создании виртуальной летописи учреждений образования. Летописи учреждений размещаются на сайте райкома профсоюза и на сайтах учреждений. Для их написания привлекаются поисковые отряды школьников под руководством педагогов, ими записываются воспоминания ветеранов-педагогов, оформляются материалы, сканируются фотографии.
Ветераны педагогического труда закрытых учреждений образований закреплены за близлежащими учреждениями района. В Районном Совете ветеранов и райкоме профсоюза хранятся списки ветеранов труда закрытых учреждений с указанием учреждений образования, за которыми они закреплены.
Вошло в систему работы профкомов учреждений постановка на учёт ветеранов-педагогов переехавших на постоянное место жительство из других местностей, районов или областей республики. Они, как и ветераны своего учреждения приглашаются на школьные мероприятия, профкомы поздравляют их с юбилеями и Днями рождения, вручаются цветы, сувениры.
И в завершения интервью Ваше поздравление педагогов и ветеранов.
Дорогие учителя, уважаемые педагоги, все работники учреждений образования, ветераны отрасли ! День учителя - всенародный праздник, связанный с безмерной признательностью и искренней благодарностью своим наставникам. Быть педагогом – это призвание, это судьба. Только человек с тонкой душой, горячим сердцем и огромным багажом знаний может донести до юных умов самое важное, значимое, нужное, помогая добрым словом, мудрым советом, выбором жизненного пути.
Желаю успехов всем, кто вносит свой посильный вклад в развитие отрасли образования, а значит и в будущее республики, творческих удач на избранном пути ! Низкий поклон за вашу благородную деятельность !
Крепкого вам здоровья и большого счастья, душевных сил и терпения, неиссякаемой энергии и творческого долголетия !